Дерзость взросления подростка
- Alina Lodina
- 21 сент. 2023 г.
- 4 мин. чтения
Нелегко быть подростком. Вирджиния Сатир сравнивала состояние подростка: «…с состоянием волнующихся, полных сил скаковых лошадей, нервно постукивающих копытами и с нетерпением ожидающих, когда же перед ними наконец откроются ворота. Они полны вдохновения и непременно хотят добиться победы на скачках».

Колоссальные изменения в организме подростка кого угодно сбили бы с толку! Здесь даже гормональные всплески беременных женщин не идут ни в какое сравнение! Нервная система натянута, как тетива! Тело подростка стремительно меняется и растет. Порой ребенок за одно лето так изменяется внешне, что сам себя с трудом узнает в зеркале. Сердце толкает кровь сильнее, чем могут ее пропускать отстающие в росте сосуды, от этого они работают в экстремальном режиме. Его мышцы не успевают за ростом его костей, от этого они постоянно в натяжении и напряжении, что вызывает чувство раздражения, усталости. Появляется свойственная подростку угловатость и неловкость в движениях. Все от того, что им еще нужно привыкнуть к своим новым габаритам. Порой дети начинают хуже учиться в школе. И это не только от того, что сдвигается круг их интересов. Теперь это уже не учебная деятельность, а общение со сверстниками. Изменяется скорость протекания мыслительных реакций и способность к концентрации, что связано с тем, что у ребенка каждую секунду исчезают примерно 30 тысяч синапсов, а на их место приходят новые. А их эмоциональное состояние! Они сами себя не выдерживают, как здесь выдерживать их взрослым?
Подростковый кризис – это смена идентичности с «ребенка» на «взрослого» и решение сепарационной проблемы. И это период замешательства и неуверенности и для него и для его родителей. Родители не знают, как им поступать в привычных ситуациях? Где вмешиваться, где предоставлять ответственность ребенку самому? А дети не знают сами - чего же они хотят? Отделения и самостоятельности с вытекающей за этим ответственностью, или как раньше, даром пользоваться благами родительской опеки. И здесь их может серьезно штормить от бунта к регрессии, когда они уходят в полное подчинение родительской воле. Если страха перед самостоятельностью и/или родителями слишком много, то ребенок может тормозить выход из кризиса, будучи послушным и удобным. Инфантильные 40-летние принцессы и принцы в наше время не редкость. Гиперопека – верный способ вырастить инфантила.
Подростковый бунт – это попытки отвоевать свои границы. Сама природа так мудро устроила, что вся эта буйная энергия подростка способствует слому барьеров между ним и взрослой жизнью в виде родительских представлений о нем и предписаний, каким ему быть. Он сам отчаянно ищет свое Я, прощупывает свое личное пространство, свои предпочтения, знакомится со своими реакциями при взаимодействии с другими и так, учится замечать их границы, чтобы потом найти свое место среди других людей. В поиске себя подростку важно отринуть все семейные ценности, чтобы затем найти свои собственные. В этом возрасте начинает появляться критичность мышления и формируется автономная мораль. Он больше ничего не принимает на веру, и способен делать самостоятельные выводы на основе своих наблюдений. Он эгоцентричен, поглощен раздумьями о самом себе, мучается комплексами. Развитие самосознания неразрывно связано с сомнением в себе. Самооценка большинства подростков сильно занижается. Хорошо, если находящиеся рядом взрослые воздержатся в этот период от того, чтоб еще больше этому способствовать. Подросток мыслит категориями «все или ничего», «за меня или против меня», ищет свой идеал. И он бывает предельно честен и безгранично предан. Все его отношения с миром пропитаны наивностью, спонтанностью, непоследовательностью, эмоциональностью. Он жаждет признания в глазах сверстников, а взрослые уже не являются для него таким авторитетом, как раньше.
Но он еще нуждается в принятии и поддержке родителей. Он все еще зависим от них. Осознавая свою уникальность, непохожесть на других, подросток особенно страдает от одиночества и в то же время нуждается в уединении. Родители вместе с подростком ищут баланс отдаления и приближения в своей семье. И когда взрослеющий ребенок обретает свободу в переходе от слияния к индивидуации, тогда он становится способным принадлежать другим, не теряя себя самого. Тогда он может сознательно присоединяться или отделяться. А это и есть залог близости.
Сепарация двухсторонний процесс – ребенок сепарируется от родителей, а они от него. Любая жесткость родителей здесь только создаст дополнительные трудности, усилит конфликт. Не бывает «побежденных», которые бы не хотели вернуть себе власть, вырвав ее у «победителей». Иногда, действуя назло и таким образом заявляя о себе, вынуждая с собой считаться.
Однако и попустительство со стороны родителей, отсутствие границ до добра не доводят. Если границ нет, то ребенок просто не сможет сформировать их в своем сознании. Его мораль еще не окрепла, без правильного информирования он может «вляпаться» в неприятные истории. Кроме того, подросток хочет оставаться видимым для своих родителей, отсутствие внимания к нему, преждевременное предоставление свободы может вызвать у него усиление тревоги, чувство одиночества. Внимание к себе подросток может вернуть, вытворив что-то, чего от него не ожидали. И это не будет высоким достижением, это сложно, а шокировать родителей асоциальным поведением большого ума не надо.
Трудно быть родителями подростка! Найти баланс между предоставлением самостоятельности и контролем – нелегкая задача. Если родители сами не решили сепарационный конфликт со своими родителями, ошибок не избежать. Надеюсь, что информация об особенностях подросткового периода позволит взрослым хотя бы попробовать сочувственно и с уважением отнестись к возрастным проблемам их взрослеющих детей. Будет понимающее, доброе отношение, найдется и подходящая форма его выразить. И помним главные принципы воспитания – опора на положительное, поощрение лучше наказания и наличие живых жизненных примеров для подражания.
Comentários