Как работает гештальт-терапия
- Alina Lodina
- 4 янв. 2023 г.
- 9 мин. чтения
Обновлено: 16 мая 2023 г.
Гештальт-терапия зародилась на стыке западной и восточной культуры. Своими корнями она уходит в психоанализ и гештальт-психологию. Она очень экзистенциональна, гуманистична и феноменологична по своей сути и перекликается с идеями восточных духовных практик. «Гештальт» в переводе с немецкого – это образ. А вся психика человека состоит из образов отраженной реальности. Не наша задача, как психологов менять реальность человеку, и даже не наша задача менять его представления о ней. Наша задача – показать человеку, как он организует восприятие своей реальности, как делает выборы и осуществляет взаимодействие с окружающей средой.

Гештальт-терапия строится на убеждении, что человек, как и все другие живые организмы, наделен естественной способностью к саморегуляции.
То есть, психика человека наделена всеми необходимыми инструментами для того, чтобы человек мог осознавать свои потребности и удовлетворять их из окружающей среды, совершая хороший для себя выбор. И это возможно, когда наши чувства, мысли и действия синхронизированы с ситуацией, в которой мы находимся.
К сожалению, у взрослых людей эта способность к целостному восприятию и естественный процесс саморегуляции часто нарушены. Это происходит от того, что ребенок, который зависим от взрослых, ради выживания и сохранения любви близких, вынужден отказываться жить по принципу «удовольствия» в угоду родителям. Если родители по каким-то причинам не смогли обеспечить ребенку возможность быть увиденным в своих переживаниях и нуждах, то ему ничего не остается, кроме как отказаться от этих переживаний и потребностей. Он как бы вступает в негласные соглашения со своими родителями: «Я буду таким, каким вы хотите, чтобы я был, только не отказывайте мне в своей любви, внимании, заботе». Кто-то становится нечувствителен к собственным ощущениям, эмоциям, а значит и потребностям, так как эмоции – это маркеры потребностей. Кто-то распознает эмоции и чувства, но подавляет их или подменяет на социально-одобряемые. Склонность так обращаться со своими чувствами несет проблемы, ведь чувства – это мощная энергия, которая или обязательно найдет выход в поведении в самый неподходящий момент и в самой уродливой форме, или, будучи заблокирована, проявится в соматических симптомах.
Человек может неплохо осознавать то, чего он хочет, но осознанно или неосознанно останавливать себя от удовлетворения своей потребности. Как правило, за этими отказами тоже стоит какая-то потребность, но не осознаваемая и конфликтующая с осознанной. За любой проблемой стоит какой-нибудь внутренний конфликт. Наша цель сделать его явным здесь в отношениях с терапевтом и предоставить человеку шанс разрешить это противоречие по-новому, с большим удовлетворением.
Цель гештальт-терапии
– помощь человеку в осознавании его потребностей и необходимых условий для их удовлетворения. Тогда человек сможет сам сделать правильные для себя выборы и идти к своим целям. При этом, учитывая всю ту систему отношений с другими людьми, в которой он находится. Важно не только стать самодостаточным, но и умело взаимодействовать с людьми.

Как происходит осознавание?
Мы можем что-то осознать, только если мы что-то зафиксировали нашим вниманием. Чем больше в пространстве мы находим объектов для внимания, тем больше мы можем осознавать целостность. В какой-то момент, фиксируя одновременно несколько феноменов, у человека может родиться осознавание про себя или про другого человека. Гештальт-терапевт возвращает ваше внимание к очевидному, но пропущенному вами. Когда вы расширяете пространство своего внимания, включая в него все больше новых объектов, автоматически расширяется осознавание и автоматически у вас появляется больше шансов действовать более адекватно ситуации, где вы находитесь.
Технически гештальт-терапевт замечает сам и обращает ваше внимание на какие-то феномены (это могут быть ваши телесные проявления, чувства, мысли, выборы), которые вы не замечаете, и возвращает их в зону вашего осознавания. Это не так уж и просто, так как нам не свойственно замечать что-то для нас непривычное. Скорее мы склонны выделять только то, что хорошо нам знакомо по нашему опыту и на его основе достраивать целое. Приближаясь же к чему-то, что человеку непривычно, он может испытывать разные неприятные чувства, которых хочется избежать, от которых он защищается. Психологу приходится работать и с этими защитами, которыми человек сам себе препятствует получать желаемое. Сами защиты – это неплохо, это то, чем мы оберегаем себя от потрясений. Но важно со своими защитными механизмами познакомиться, чтобы иметь возможность выбора – идти сейчас туда, где страшно, или пока притормозить. Возможно, накопив психический ресурс, человек сможет набраться смелости столкнуться со своими «невозможными» чувствами и защиты не потребуются.
Пожалуй, гештальт-терапия – это самый интегрированный, целостный подход в психотерапии.
Важный принцип в гештальт-философии – принцип холизма, утверждающий приоритет целого перед составляющими его частями, несводимость целого к сумме частей и выполняемых ими функций. Мало смысла работать лишь с когнициями, или лишь с эмоциями, или только с телесными проявлениями. Тем самым мы будем лишь поддерживать расщепление физического и психического «Я» человека. Например, человек может глубоко интеллектуализировать все, что с ним происходит, он может даже называть словами свои чувства, но если все это идет в отрыве от его ощущений, то это пустопорожняя болтовня, которая ничего не меняет в его способах контакта с собой и с миром. Он как останавливал себя какими-то своими идеями от того, чтобы идти за своими импульсами, так и продолжит это делать. Такой себе «человек в футляре». В такой же сложной ситуации находится человек, чьи телесные импульсы затапливают его, побуждая к немедленному отреагированию на уровне поведения, не обладая необходимыми навыками саморегуляции. Это другая крайность, похожая на сумасшествие, когда «что хочу, то ворочу». Только когда эти процессы смогут осознаться, соединиться в единый поведенческий паттерн в контексте того, как человек проживает свою реальность, он сможет существенно продвинуться в своем развитии и обрести некий баланс в поведении.
В гештальт-терапии большое значение придается контексту ситуации клиента. Порой клиент приходит с определенной темой, которую он оценивает, как проблему и хочет разрешить своим способом, но на деле, все оказывается не так просто. Например, как уйти с нежеланной работы, если на тебе несовершеннолетние дети, образование среднее и ты без финансовой поддержки. Начинаем подробно исследовать контекст ситуации, собираем фоновую диагностику - то, что у человека в жизни есть, как человек воспринимает себя и окружающий мир, насколько хорошо он замечает нюансы происходящего, какое значение придаёт происходящему, каким смыслом наделяет, какой опыт взаимодействия с миром имеет, как этот опыт использует? И возможно, расширив поле своего осознавания, клиент из приведенного примера, обнаружит у себя какие-то ценные умения, которые он сможет продать, поменяет самоотношение на более уверенное в своих способностях, вспомнит свой прежний опыт успешного выживания, обнаружит внешние ресурсы. Тогда уход с работы будет уже не столь страшным. Или изменит свое восприятие тех условий, или отношений, которые сложились у него на работе, осознает долю своего вклада в эту ситуацию и то, как он может что-то изменить в ней, чтобы ему стало комфортнее.
В гештальт-подходе особенное отношение к выявлению причин имеющихся проблем. Как правило, их много и знание их всех, в сущности, ничего нам не даст. Нарушение контакта происходит не только в одной ситуации, а в целом ряде подобных ситуаций, в том числе в той, которая имеет место прямо здесь и сейчас – в терапевтических отношениях. Поэтому если нет конкретной причины, то мы можем только замечать различные влияния на нас и то, как мы обустраиваем свой контакт с объектами внешнего мира (и с терапевтом, как объектом из внешнего мира), понемногу формируя целостное осознавание. Это целостное, а не фрагментарное осознавание безусловно изменит наше восприятие, а следовательно и дальнейшее поведение. Здесь же в отношениях с терапевтом вы сможете приобрести и новый недостающий психологический опыт для решения ваших проблем.
Однако формирование целостного осознавания это долгий и непростой процесс. Может возникнуть сомнения – а туда ли мы вообще движемся в процессе психотерапии? Здесь может помочь некоторое психообразование клиента, знакомство его с основными теориями гештальт-терапии, которые что-то объясняют и тем самым снимают тревогу неопределенности. Количественный опыт осознаваний со временем переходит в качественный, когда все пазлы картины складываются и находится творческое решение проблемной ситуации, или меняется к ней отношение и она больше не является проблемной. Одним из критериев успешности психотерапии будет возрастание вашего сопротивления, когда вы будете сталкиваться с тем, что привычные формы и методы вашего взаимодействия дают сбои. Вам будет хотеться удержаться в привычных способах взаимодействия и реагирования, а не исследовать это в терапии, чтобы найти новые более работающие способы, так как это вызывает сложные чувства.
Концепция незавершенных действий
Если продолжить о причинах тех или иных неудачных выборов в нашей жизни, то здесь нельзя не упомянуть о концепции незавершенных действий.
Б. Зейгарник сделала важный вывод о незавершенных действиях, что они лучше запоминаются, чем завершенные. На выполнение какого-то действия организмом выделяется энергия. Если действие было незавершенно, по независящим от вас причинам, то нереализованная энергия создает напряжение, стремящееся разрядке. Причем к разрядке именно таким образом, какой мы предполагали при совершении этого действия. Что это значит в случае, когда мы имеем дело с неудовлетворенной потребностью, или непрожитой эмоцией? Они будут стремиться удовлетвориться снова и снова одним и тем же способом. К тому же, здесь всегда есть еще и противодействующая тенденция избегания этого завершения, так как человеку невозможно снова столкнуться с этими невыраженными там и тогда переживаниями, которые не были поддержаны значимыми людьми из его окружения. И тогда он обрастает механизмами контроля, подавляющими свободное выражение эмоций и открытый ответ на ситуацию. В итоге, человек ходит по замкнутому кругу, так и не получая облегчения.
Клиент приходит на терапию с жалобой уже на последствия своих неудачных выборов – невротические состояния, потеря энергии, скука, серость существования, проблемы со здоровьем, выбор не тех партнеров, невозможность изменить свое поведение и реакций в повторяющейся ситуации. Важно заметить само это навязчивое повторение среди череды событий человека. Не так важно знать, какие именно ситуации были незавершенны в прошлом, или какие травмы были у человека, хотя, несомненно, они всплывут в ходе терапии, нередко даже в отношениях между клиентом и терапевтом. Гештальт-терапевт просто просит сфокусироваться человека на текущем его опыте прямо здесь и сейчас. След прошлого опыта нельзя стереть с психики как след мела с доски. Когда мы имеем дело с незавершенной ситуацией, то мы понимаем, что это уже как канал, по которому привычным образом течет энергия действий. Важно поддерживать рост осознавания того, что клиент делает, чтобы блокировать более полное проживание своих чувств. А так же создавать условия в психотерапевтических отношениях, чтобы он прожил свою сложную ситуацию из прошлого по-новому здесь и сейчас в эксперименте при поддержке психотерапевта.
Бывают ситуации, которые не имеют решения. Например, утрата близкого, катастрофа. Тогда роль гештальт-терапевта в том, чтобы помочь клиенту принять это столкновение с реальностью, прожить связанные с этим трудные чувства при поддержке терапевта и найти ресурсы для того, чтобы сориентироваться в новой реальности, творчески приспособиться к ней и жить дальше.
В своей работе гештальт-терапевт старается поддерживать баланс между поддержкой и фрустрацией процессов клиента. Что это значит? Для обретения большей гибкости и свободы выборов у клиента, терапевт будет поддерживать те его процессы, которые хронически отстают и фрустрировать те, которые чрезмерны и включаются на автомате. Например, у клиента, который привык со всеми соглашаться (и это обязательно проявится и в отношениях с психологом), так как боится испортить отношения, стоит поддерживать его собственное мнение и фрустрировать привычку опираться на авторитеты. У человека, который склонен разряжать свою тревогу в отвлечении от темы, притормаживать эту его реакцию и поддерживать попытки замедлиться, осознать свои чувства и не спешить с ними что-то делать, а просто проживать в текущем моменте. Постепенно, человек нарабатывает все больше представлений о самом себе, как он поддерживает свою жизнь в мире. И парадокс в том, что как раз отказ от изменений приводит к изменениям на более глубинном уровне. Сначала происходят изменения внутри личностных процессов. При этом психика сопротивляется новым осознаваниям о себе, которые расходятся с представлениями человека о себе. Но как только он принимает свои особенности, как данность, он становится способен замечать, как он организует свои выборы и становится свободен в более спонтанном, творческом реагировании на ту или иную ситуацию. При этом ничего из «старого» в наборе привычных реакций не подвергается критике и не отвергается, как бесполезное. Все эти способы адаптации когда-то были единственно работающими для ситуации, где они возникли. Просто репертуар возможностей на основе нового опыта теперь расширяется. Гештальт-терапевт создает такую среду в психотерапевтическом пространстве, где клиент теряет возможность постоянно пользоваться ранее приобретенными привычками. За счет этого постепенно появляются новые реакции, и характер человека меняется.
Затем происходят изменения в вашем взаимодействии с близким окружением. Ваш привычный образ меняется и это вызывает недоумение, а то и недовольство у ваших близких. Они так же сопротивляются изменением привычной системы отношений. А по сути, человек по мере того, как узнает о себе все больше, не меняется во что-то новое, а просто все больше становится самим собой настоящим. Близким кажется, что вы стали другим, а вы в действительности всегда таким были. И если вы сможете удержаться в новых формах поведения, то и члены вашей семейной системы непременно изменят свои реакции и ваши отношения станут значительно открытей и теплее. Это поможет вам пережить сопротивление давлению социальных установок в дальнейшем. Если же и будут откаты к старым реакциям, то для этого и есть психотерапевт, который вернет вам забытый или вытесненный вами опыт того, каким вы были, как осознавали и обретали более целостный образ себя.
Разумеется, такие глубинные изменения характера требуют длительной работы, видимые качественные преобразования наступают примерно на втором году психотерапии. Чем глубже в истории развития человека находится уровень нарушений, тем больше лет психотерапии ему потребуется, чтобы восстановить естественную организмическую саморегуляцию. Поработать же с конкретной актуальной ситуацией можно и в краткосрочной терапии.
Методы гештальт-терапии
Если говорить о методах гештальт-терапии, то их два: диалог и эксперимент. А формы работы весьма разнообразны. Гештальт-терапия создавалась на стыке различных направлений психотерапии, поэтому приемы работы могут быть позаимствованы например, с арт-терапии, с телесно-ориентированной терапии, символ-драммы, когнитивно-поведенческой терапии, психоанализа, НЛП. Важно понимать, что процесс психотерапии не сводится к набору техник и упражнений, а основуется на глубокой философии гештальт-терапии с четкими принципами. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой. Перечислю эти принципы:
- «здесь и сейчас» - все реакции человека и формы его взаимодействий в мире с другими людьми обязательно проявятся в текущем моменте в отношениях с терапевтом. Рассказывает ли он о прошлом, или думает о будущем, его переживания происходят здесь и сейчас и важно их осознавать в текущем моменте.
- внимание к феноменологии – важно не только то, что рассказывает клиент, но и как он это делает. Отражение невербальных проявлений клиента терапевтом помогает первому лучше осознавать то, что с ним сейчас происходит.
- принцип активной позиции и ответственности – клиенту предлагается взглянуть на себя, как на автора своей жизни, где формулировки «со мной это случилось», «это происходит в отношении меня» заменяются на - «я это сделал». Таким образом, человеку возвращается возможность самому что-то менять в своей жизни.
- принцип экзистенциального диалога, где клиент и терапевт встречаются как две открытые личности и в процессе общения укрепляют собственную аутентичность. Терапевт удерживает внимание клиента на процессе общения и этот диалог и является основой для экспериментов и обсуждений. Диалог важно поддерживать включенностью, честностью и принятием со стороны терапевта. Включенность позволяет принять внутренний мир клиента таким, какой он есть без осуждения и вынесения оценок. И терапевт, и клиент показывают себя в общении без масок и одобряемых социальных ролей, проявляя максимально честные эмоции и состояния. И, наконец, принятие – принципиальное качество, характеризует способность терапевта осознанно и открыто воспринимать любые состояния и проявления клиента: гнев, скуку, раздражение, растерянность, разочарование или беспомощность; не уходя в морализаторство, утешение и другие виды защиты. Вот почему так важна личность самого психотерапевта. Ведь искусство психотерапии – это искусство работать собой, своей психикой.




Комментарии