О выборах
- Alina Lodina
- 25 апр. 2023 г.
- 4 мин. чтения
Обновлено: 16 мая 2023 г.

Думаю, каждый человек в большей или меньшей степени сталкивался с проблемами выбора. Это может быть в самом начале цикла контакта со своей потребностью, когда еще сложно разобраться по поводу происходящего, выделить свои чувства и желания, понять, а чего же я собственно хочу? А может быть и знаю, чего хочу, но недостаточно информации из чего же выбирать!? Проблема может возникнуть и позже, когда выясняется, что я хочу сразу несколько вещей и не знаю, что для меня будет лучше? Или возникает внутренний конфликт между «хочу» и «обязан» делать. Ну и в конце, когда выбрал, получил и обесценил достигнутое: «оно не стоило затраченных усилий и потраченного времени», так и не дав себе получить удовольствие.
В гештальт-подходе проблему выборов рассматривают, исходя из теории «Self». Функция осознанного выбора «эго» напрямую зависит от текущих потребностей, вытекающих из непосредственных телесных ощущений и импульсов «оно» и привычной «личности» человека, его представлений о себе. Идентификация потребностей происходит из непосредственного телесного опыта, который непрерывно меняется в моменте. Опыт представлений о себе наиболее стабилен. Когда он слишком жесткий, то создает проблемы, связанные с психической болью, при столкновении человека с чем-то новым, что является угрозой его привычному образу Я. Когда представления о себе мало структурированы, противоречивы, то мы сталкиваемся с так называемой «диффузной самоидентичностью». Самоощущение как у Алисы из страны чудес –«Просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я всё время то такая, то сякая – словом, какая-то не такая». Тогда естественным будет вопрос, который Алиса задала Чеширскому коту:
«- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот».
Людям бывает невозможно распознать свои потребности по разным причинам.
Например, если в потоке моих ощущений границы между мной и другим размыты, и я нахожусь в слиянии с ним, то невозможно определить, где же тогда его желания, а где мои? Помните известный анекдот, про еврейскую мамашу которая зовет сына домой, он спрашивает: «Мама я замерз, или я хочу в туалет?», а она отвечает: «Нет, Семочка! Ты хочешь кушать».
Или, когда у меня слабая дифференцировка ощущений, то нет доступа к моей чувственной сфере, а, не распознав собственных эмоций, невозможно придать им смыслы и понять про свои потребности. Именно функция «личность» придает свои собственные значения-смыслы тому, что человек обнаруживает в своих ощущениях. Если символизация (называние словами) эмоций, как сигнальной и оценочной функции организма не происходит, то вместо осознанного выбора, человек просто выдаст реактивную реакцию в поведении, ту, которая ему привычна. Это будет обычное для него отыгрывание привычного сценария. Например, подросток пришел домой поздно, родитель, который весь вечер тревожился за него, при встрече разозлился, наорал на него, не разрядился (так как потребность была в другом), поэтому заодно наорал на супруга. Другой пример, в компании красивых подружек у девушки попроще вдруг, ни с того, ни с сего, испортилось настроение. В кафе, где они сидели с подружками, она обожралась десертами, а на следующий день пошла и накупила себе дорогущих вещей, но лучше ей от этого не стало.
А бывает и так, что привычные представления о себе вступят в противоречие с собственными эмоциями и потребностями, тогда, как защита от неприятных переживаний по этому поводу, включатся неосознаваемые механизмы прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия, профлексия, дефлексия, обесценивание.
Интроекты – это «проглоченные, без прожевывания и усвоения» родительские послания и установки про то, как «надо» и как «не надо» себя вести.
Вещи полезные, направленные на социализацию личности, но часто довольно жесткие, категоричные, обобщающие, без учета контекста ситуации. Например: «Зависть, лень, гнев, эгоизм и т.п. – это плохо». И дальше конкретное указание причин, почему это плохо: «С тобой не будут дружить», «замуж не возьмут», «на работе таких не любят» в общем - будешь один, никому не нужный и нищий на старости лет! Такая перспектива может вызывать много чувств: страх, стыд, вину, гнев, отвращение. И тогда, чтобы избежать столкновения с этими чувствами важно или «замолчать» свои желания, остановить свои выборы (ретрофлексия), или спроецировать их на окружение – «не я такая, жизнь такая!», или начать активно «причинять добро», как я его понимаю, кому-то, а не себе (профлексия), или распылять напряжение в разговорах ни о чем (дефлексия), радостно захихикивать проблемы (обесценивание). В общем, делать что угодно, только не выбирать себя, идя к своим потребностям.
В ситуациях моральной дилеммы выборы делать особенно трудно, даже с активным и интегрированным Self. Здесь может помочь осознавание, что «хороших» выборов нет. Выбирая что-то одно и отвергая другое, так или иначе, вы столкнетесь с какими-то неприятными переживаниями в остатке. Например, ситуация когда в одно и то же время человек хотел бы быть в том месте, где соберутся его друзья, где ему обычно интересно, где много удовольствия, но при этом, ранее на это время он договорился с человеком, которому он оказывает платную услугу. Перенести нельзя ни одно из событий. Что он выберет? Он выбрал отказаться от удовольствия быть с друзьями в пользу выполнения договоренности с клиентом, так как лично для него остаться с чувством сожаления было легче, чем остаться с чувством вины. Если у человека полные погреба вины, то выбор очевиден.




Комментарии