Кому подойдет гештальт-терапия
- Alina Lodina
- 4 янв. 2023 г.
- 5 мин. чтения
Обновлено: 16 мая 2023 г.
Гештальт-терапия – это интегрированный подход в психотерапии, где человек рассматривается как целостный, саморегулирующийся организм в контексте того, что его окружает.

Гештальт-терапия основанная на убеждении, что люди рождаются со способностью и возможностью находиться в приносящем удовлетворение контакте с другими людьми и вести творческую и радостную жизнь. Однако иногда, в ходе жизни, что-то прерывает этот процесс и человек «застревает» в каких-то ситуациях или представлениях о самом себе, которые мешают ему двигаться дальше. Задача терапии — исследовать и открыть, как эти ситуации и представления влияют на человека в настоящий момент, чтобы помочь ему увидеть его ситуацию более ясно, увидеть себя как часть этой ситуации и попробовать найти новые решения или способы обращения с трудностями.
Поскольку методы и приемы работы в гештальт-терапии весьма разнообразны, а подход к каждому человеку индивидуален, то подобрать подходящую форму работы можно для любого человека, который:
Испытывает интерес к своему внутреннему миру.
Способен хоть на минимальное осознавание того, что с ним и вокруг него происходит.
Философия гештальт-подхода основывается на уважении к свободе человека осуществлять свой выбор и проживать свою жизнь, к праву пересматривать догмы и правила, на ценности аутентичности, спонтанности и целостности опыта. Это привлекает людей творческих и смелых. И будет так же очень полезно для людей, привыкших сдерживать себя во всех своих проявлениях, живущих по навязанным, жестким жизненным долженствованиям, страдающим от перфекционизма. Принцип баланса свободы и ответственности за свои выборы очень важен в гештальт-подходе. Мы живем в социуме, где крайности создают неудобство в жизни окружающих, если человек провозглашает доминирующим способом своей жизни свободу, и стесненную собственную жизнь, где он выбирает крайний полюс ответственности за все.
С кем работает гештальт-терапия
Гештальт-терапия работает с людьми, не страдающими психическими заболеваниями, как с детьми, так и со взрослыми, как индивидуально, так и с семьями, с группами людей, с организациями. В начале работы терапевт заключает с клиентом терапевтический контракт (устно или письменно), включающий в себя рамки терапевтических встреч: время, место, периодичность, оплату, предупреждение о переносе встречи и завершении терапии, границы конфиденциальности. Терапевт выполняет свою часть обязательств по выполнению договоренностей о рамках сессии, как и клиент. Так же терапевт берет на себя обязательства в том, чтобы помочь человеку сформулировать реалистичные ожидания от терапии, перенаправить к другому специалисту, если проблема клиента не входит в перечень того, с чем работает терапевт, или его опыта в этой теме недостаточно. Обязательства способствовать большему осознаванию человеком себя, своей ситуации и нахождению им самостоятельного творческого решения своих проблем. Так же предупреждает о возможных трудностях в процессе самопознания, проводит психообразование.
Работа в терапии будет продвигаться тем легче и быстрее, чем поверхностней уровень затруднений у клиента. Чем глубже в личностном развитии случились нарушения естественной саморегуляции, тем больше лет нужно для проработки данной проблемы.
Этапы в процессе индивидуального развития человека

Немного психоаналитической теории на эту тему. На каждом этапе в процессе индивидуального развития человек решает важные задачи адаптации к окружающему миру. Если на каком-то этапе возрастного кризиса были сложности, то процессы развития фиксируются в том возрасте, в каком были проблемы и важные навыки развития не формируются.
Психоаналитик Э.Эриксон выделял 8 стадий развития, где человек решает определенные задачи развития:
(0-1 год) возникновение базового доверия к миру (или - недоверие, подозрительность в случае негативного прохождения стадии);
(2-3 года) формирование и отстаивание ребенком своей автономии и независимости, развивается воля (неуверенность, сомнения, стыд, зависимость);
(4-5 лет) инициативность в познании мира, освоении нового (вина, скованность, пассивность);
(6-11 лет) возникновение чувства компетентности, трудолюбие (чувство неполноценности);
(12-19 лет) развитие самоидентичности (смешение ролей);
(20-25 лет) способность к близости (изоляция);
(26-64 года) продуктивность (застой);
(65-до конца жизни) - интеграция (отчаяние).
Неразрешенные конфликты развития на любом из этапов, будут негативно сказываться на последующих этапах. Например, если задача 2х лет – первичная сепарация от матери не была успешно разрешена, то в подростковом возрасте будет брошен особенно дерзкий вызов родительским и общественным нормам. В близких взаимоотношениях такой человек будет склонен к зависимому, созависимому или контрзависимому стилю поведения. А став родителем, может снова столкнуться с проблемами во взаимоотношениях уже со своими детьми, в том их возрасте, где у самого были не завершены этапы развития. Знакомы ли вам так называемые «нарцисические качели», когда вы, то наслаждаетесь состоянием своего величия и грандиозности, то от какой-то мелочи, связанной с чьим-то отношением или ситуацией, где на ваш взгляд, вы были не идеальны, проваливаетесь в полное ничтожество и стыд, обесценивая при этом все ваши предыдущие достижения? Когда это многократно повторяется всю вашу жизнь, то, что с вашей мотивацией, отношениями с собой и другими людьми? Способны ли вы искренне порадоваться своему успеху? Все эти проблемы так же родом с периода до трех лет, а дальше они лишь усугубляются.
Гештальт-терапия хорошо позволяет завершать процессы развития клиента, которые были прерваны по независящим от него причинам. Например, преждевременное отделение ребенка от матери в раннем возрасте, или наоборот, удерживание его попыток к отделению, чрезмерный контроль, запреты и наказания со стороны родительских фигур, или пренебрежение чувствами и потребностями ребенка, разовое, но очень сильное потрясение в жизни, ставшее травмой и т.д. Как писалось в статье «Как работает гештальт-терапия», нам не важно знать «почему это так в жизни клиента?», важнее осознать «как это проявляется в его жизни сейчас?» Как это проявляется в наших с ним психотерапевтических отношениях, где каждый из нас привносит свой индивидуальный вклад? Что мы можем сделать, чтобы это изменить?
Пройти конфликты возрастного развития в терапии - дело не быстрое и трудное, но все же есть шанс не только состариться, но еще и повзрослеть.
Фокусом гештальт-терапии являются главным образом отношения. Отношения с окружающими, с самим собой, с различными сферами деятельности. Таким образом, круг проблем, который охватывает гештальт-терапия, практически неограничен. Будь то проблемы с построением удовлетворяющих отношений, конфликты с кем бы то ни было, или даже проблема найти своего партнера. Или проблемы с самопринятием, в способности доверять себе, отстаивать свои права, в самореализации. Или даже умея добиваться своих целей, не удается получать радость от своих достижений. Так же гештальт-терапия работает с психосоматикой.
Я специализируюсь на работе с кризисными состояниями и с сексуальной тематикой. Выбор тем моих специализаций не случаен и тесно переплетен в жизни каждого человека. Все мы сейчас живем в кризисное время, которое психологи называют пограничной ситуацией, то есть такой ситуацией, в которой от нас мало что зависит. Любой жизненный кризис длится годами и предъявляет к человеку требования, превышающие его внутренние и внешние ресурсы. Привычная жизнь утрачивается, приходится постоянно приспосабливаться к все большему количеству постоянно добавляющихся неожиданных факторов, усложняющих нам жизнь. Это порождает много растерянности, волнений, страхов, гнева, бессилия, отчаяния. На общую кризисную ситуацию так же могут накладываться еще и личные кризисы. И тогда психика просто не справляется с объемами тревожащей информации, которую ей приходится перерабатывать. Каким бы ни был сильным человек, но в одиночку он не справляется с вызовами, брошенными средой. Друзья, близкие – наша опора, но и они могут быть не в ресурсном состоянии, так как кризис и у них.
Кроме того, существенная разница в том, как работает профессиональный психолог и как действует бытовая психологическая помощь. Кто из нас не «обжигался» на том, что близкие не выслушав вас до конца, начинают объяснять ваши проблемы исходя из своего индивидуального опыта, давать советы, порой весьма категоричные оценки, присоединяться к вашим эмоциям и винить кого-то вместе с вами, снимая с вас ответственность. Или, наоборот, обвинять вас во всех ваших проблемах. Еще могли сравнивать вас с собой, с другими людьми, обесценивать ваши переживания, успокаивать, обнадеживать, что «все будет хорошо, что не делается – к лучшему», переводить разговор на другую тему, или, не выдерживая вашей сложной темы, и вовсе прерывать разговор, иногда даже засыпая. Дополните этот список сами, если вы с чем-то сталкивались, чего в нем нет. Где уж здесь говорить о теме сексуальной неудовлетворенности! Эта тема и в терапии появляется чаще косвенно, и через длительное время психотерапевтических отношений.
Хорошо, если рядом с вами есть чуткий, эмпатичный, внимательный человек, который хотя бы просто выслушает, а может и отзовется своими переживаниями на ваш рассказ. Но этого бывает мало, чтобы ситуация, в которой человек «застрял» изменилась. Ведь и он сам ничего не меняет в своем мировосприятии и способах действий. У профессионала же есть некие навыки выходить в мета-позицию, то есть смотреть на ситуацию масштабно, с опорой на научные теории, строить рабочие гипотезы, проверять их на практике. Многолетняя работа над собой позволяет «накачать мышцы психики», сделать ее способной замечать больше феноменов и вмещать в себя больше переживаний своих и клиента, обрабатывать их, выдерживать напряжение. Порой терапевт как бы дает свою психику взаймы клиенту, включаясь на его процессы и отражая их ему. И это то, что помогает клиенту больше осознавать свою жизнь и свою роль в ней.




Комментарии